Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Перед тем, как подключить вольтметр в машину и начать контролировать напряжение бортовой сети, крайне желательно ознакомиться с некоторыми нюансами, касающимися этого прибора. Во-первых, его надо грамотно выбрать, так как многие предлагаемые на рынке варианты – не более, чем игрушки для детей. Во-вторых, вольтметр нужно правильно подключить, иначе он будет отображать неверные показания напряжения, вводя в заблуждение автовладельца. Также совсем не лишним будет узнать, как полноценно использовать установленный прибор.

Как подключить вольтметр в машине

Задача рассматриваемой вами статьи – детальный разбор вопроса – как подключить вольтметр в машине и правильно использовать его возможности. Информация подана максимально простым и понятным языком, чтобы гарантированно разобрался каждый, независимо от познаний в электрике автомобиля. В том числе, в статье вы найдете подробные ответы на такие вопросы:

  • Зачем в машине нужен вольтметр?
  • Как грамотно выбрать вольтметр для своего автомобиля?
  • Как подключить вольтметр в машине?
  • Как полноценно использовать установленный прибор?

Особое внимание уделено тем аспектам, где автолюбители по незнанию допускают больше всего ошибок. А именно – при выборе и покупке вольтметра, а также при его установке. Да, собственно говоря, пользоваться им тоже умеют далеко не все.

Зачем в машине нужен вольтметр?

Как правило, вольтметр устанавливается автолюбителями в машину для решения какой-либо одной конкретной задачи. Максимум – двух. Тем не менее, несмотря на свою простоту, данный прибор является довольно-таки многофункциональным. Естественно, при условии, что он грамотно выбран и подключен, откалиброван (при необходимости и по возможности), а также есть знания о том, как по напряжению в бортовой сети автомобиля можно выполнять косвенную диагностику интересующей нас системы.

В частности, установив хороший и точный вольтметр в свою машину, по его показаниям можно узнать следующие вещи:

  1. На сколько процентов заряжена автомобильная аккумуляторная батарея.
  2. Каким напряжением выполняется заряд АКБ от генератора.
  3. Может ли аккумулятор полностью заряжаться от генератора, или же придется дополнительно «мучить» его стационарным зарядным устройством.
  4. Не перезаряжается ли АКБ на борту автомобиля, что становится причиной его перегревов, кипения электролита, постоянного падения его уровня.
  5. На сколько просаживается напряжение в бортовой сети при включении той или иной нагрузки – света головных фар, мощного акустического усилителя, активного сабвуфера и прочего.
  6. Не берет ли на себя слишком много стартер при запуске двигателя.
  7. Не пора ли уже задуматься о замене аккумуляторной батареи.

Как именно с помощью, казалось бы, простого вольтметра, узнавать все перечисленные параметры – детально рассказано ниже.

Как выбрать вольтметр в машину?

Сегодня купить вольтметр в машину не является большой проблемой. Одних только вариантов для установки в прикуриватели продается столько много разных видов, что голова кругом идет. Однако, к сожалению, подавляющее большинство вольтметров, предназначенных именно для автомобиля, не представляют из себя чего-то серьезного. Показывают крайне неточно. Частота обновления показаний – ужасная. Возможность калибровки без глубоких познаний в электронике – отсутствует, как таковая. Но и это еще не все.

Как раз-таки из-за этих вот недостатков, покупка и установка первого попавшегося вольтметра, вроде бы, предназначенного для машин, является почти бесполезной. Именно поэтому, чтобы грамотно подобрать этот прибор, предлагаем сначала рассмотреть основные критерии, на которые следует ориентироваться.

Вот критерии кратким списком:

  1. Количество знаков после запятой.
  2. Скорость обновления показаний.
  3. Возможность калибровки.
  4. Питание прибора.
  5. Дополнительные функции.

А теперь более подробно по каждому пункту.

Количество знаков после запятой

Это, пожалуй, самый часто встречающийся косяк среди бюджетных «игрушек», позиционирующихся, как вольтметры для машины. Сколько знаков после запятой они, как правило, отображают? Правильно – только один единственный. То есть, десятые доли вольта. Многим кажется, что такой точности для бортовой сети автомобиля – за глаза. Однако это не так.

Чтобы понять, о чем речь, предлагаем рассмотреть конкретный пример. Наверное, многие автолюбители с маломальским опытом владения машины знают, насколько важным является напряжение в бортовой сети для аккумуляторной батареи. Чтобы она нормально заряжалась от генератора, не пребывала постоянно в состоянии недозаряда или, не дай бог, перезаряда, нужно определенное напряжение. А именно – для большинства стандартных батарей это 14,4-14,5 В.

Казалось бы – диапазон «подходящего» для аккумулятора напряжения, указан значениями всего с одним знаком после запятой. Но почему же тогда вольтметра с такой точностью недостаточно? А вот почему. Такие вольтметры абсолютно одинаково показывают напряжение 14,30 В, так и 14,39 В. Из-за всего одного знака после запятой мы в обоих случаях будем видеть одно и тоже – 14,3 В. А между тем, для аккумулятора автомобиля напряжение 14,30 В – это систематический недозаряд, а вот 14,39 В – это почти норма.

А если этот же вольтметр показывает 14,5В – какое напряжение в бортовой сети на самом деле? 14,50 В или же 14,59 В? А между тем, первый показатель – почти норма, а второй – это систематический перезаряд АКБ, «кипение» электролита, если он жидкий, либо отслоение от пластин, если он гелеобразный.

Но и это еще не все, что касается количества знаков после запятой. Остальное станет ясно дальше. Для нас же важен вывод всему вышесказанному – вольтметр в машину желательно выбрать такой, у которого после запятой не один знак, а два.

Иногда в интернет-магазинах встречаются вольтметры для автомобилей, по фотографиям которых можно увидеть два знака после запятой. Но при напряжении до 10 В. То есть, на дисплее может быть сфотографировано напряжение 5-6 В, после целой части которых идет заветных два знака, то есть точность, якобы до сотых вольта. Однако, если вы купите такой вольтметр, то при значениях напряжения в бортовой сети автомобиля (как правило, это 12-14,5 В) второй знак магическим образом пропадет.

Скорость обновления показаний

Этот параметр для вольтметров указывается в миллисекундах. По сути, чем меньше времени в этих самых миллисекундах прибор затрачивает на обновление показаний, тем лучше. К сожалению, в подавляющем большинстве предлагаемых моделей этот параметр находится на крайне низкой отметке. Для автолюбителя это означает, что он не будет вообще видеть некоторых скачков напряжения, поскольку вольтметр не будет успевать их отображать, просто перескакивая промежуточные значения.

Почему это важно? Опять же все ради точности. Если вольтметр будет тормозить, то некоторые из вышеперечисленных задач с его помощью решать попросту не получится. Медленные приборы годятся только для случаев, когда напряжение бортовой сети не скачет. Например, по такому вольтметру вполне можно оценить степень заряженности «отдохнувшей» аккумуляторной батареи очередным утром. Если же задача заключается в измерении просадок или других скачков напряжения в динамике – тормозящие вольтметры здесь нам не помощники.

Проблема еще и в том, что для дешевых приборов, предлагаемых именно для установки на автомобиль, этот параметр нигде не указывается производителем. Оценить же скорость обновления показаний дисплея визуально можно только при наличии соответствующего опыта, и уже после покупки. Так что, если вы убедились после прочитанного в том, что этот параметр для автомобильного вольтметра важен – выбирайте среди тех моделей, где скорость обновления указана в характеристиках, и ее можно сравнить с другими приборами из ассортимента.

Правило здесь простое – чем меньше время обновления, тем лучше. У плохих вольтметров показания обновляются, примерно, два раза в секунду. У хороших – так быстро, что визуально даже непонятно, есть-ли какая-либо задержка, или нету.

Возможность калибровки

Калибровка нужна для того, чтобы скорректировать показания вольтметра после его установки и подключения. Делать это нужно обязательно, даже если вы купили дорогой и, судя по отзывам – весьма точный прибор. А все потому, что нас интересует только то напряжение, которое присутствует непосредственно на клеммах АКБ. Когда же мы устанавливаем вольтметр в салоне автомобиля, мы подсоединяем его к этим самим клеммам при помощи проводов, которые имеют какое-то свое сопротивление.

Из-за этого сопротивления на проводах, которыми прибор подключен к АКБ, будет происходить падение напряжения. В результате на дисплее нашего вольтметра в салоне будет отображаться напряжение, значительно меньшее, чем присутствует в данный момент на клеммах аккумулятора. Иногда, когда вся эта «музыка» подсоединяется тоненькими проводочками – разность напряжения достигает одного, а то и полтора вольта. Такие показатели нам в машине ни к чему.

По этой же причине крайне бесполезными являются вольтметры в прикуриватель. До прикуривателя тоже идут провода, имеющие свое сопротивление, и на них тоже падает напряжение. А калибровка в таких моделях обычно отсутствует, как таковая.

Вольтметры в прикуриватель, в целом, это плохой вариант. Причем, сразу по трем причинам. Во-первых, они всегда крайне неточные. Во-вторых, они занимают розетку прикуривателя, после чего использовать ее по прямому назначению без ремонта или замены уже не получится. Ну а третья причина – заключается в питании вольтметра. Но это уже отдельная тема.

Питание прибора

Чтобы вольтметр смог показывать напряжение бортовой сети автомобиля, ему самому необходимо питание. И вот здесь есть два варианта. Первый вариант – это вольтметры, которые питаются от того же напряжения, которое они измеряют. То есть, отдельно подавать на них питание не нужно. Почему этот вариант плохой? Потому что в любом автомобиле – напряжение изменяется в зависимости от режима работы бортовой сети в довольно широком диапазоне. Соответственно, будет прыгать и питание измерительного прибора. Именно по этой причине абсолютно все, кто приобрел вольтметр, питаемый от измеряемого напряжения, большой точности от него так и не получили. Это и невозможно.

Второй вариант куда получше – это вольтметры, у которых питание подключается отдельно. К сожалению, если вы захотите купить себе именно такой прибор, то он, скорее всего, будет продаваться далеко от автомобильных магазинов. Такие вольтметры больше используются радиолюбителями для конструирования различных источников питания, зарядных устройств для аккумуляторов тестовых стендов и других целей.

В принципе, если супер-точность вам не важна, с отдельным питанием можно не заморачиваться. Однако подключать вольтметр куда попало, в частности, к прикуривателю, все же, не стоит. Подключать его надо непосредственно к клеммам аккумуляторной батареи, не пожалев для этого качественных проводов большого сечения. Тем более, понадобится их не так много.

Дополнительные функции

Чего только не лепят сегодня китайцы к вольтметрам. Это и часики, и календари, и термометры, и гигрометры (влагомеры), и USB порты для подключения и зарядки различных гаджетов… Выглядит все это, конечно, эпично. Но, как показывает практика, на пользу самому вольтметру, к сожалению, не идет. В таких приборчиках сам вольтметр, как правило, крайне неточный, если не полностью бесполезный.

Посему – если вы хотите подключить вольтметр в машине, то покупайте именно вольтметр, а не набор китайских игрушек а-ля 10 в 1. Толку от таких приборов не будет. Это как с фотоаппаратами, которые встраиваются в смартфоны. Сколько бы там мегапикселей нам не написали, они никогда не будут лучше, чем хороший (и даже не самый дорогой) полноценный фотоаппарат известных всем брендов.

Подведем итоги всему вышесказанному. Чтобы правильно выбрать вольтметр в машину, нужно ориентироваться на количество знаков после запятой, скорость обновления показаний, наличие возможности калибровки, способ подключения и отсутствие всего лишнего.

Если будете покупать вольтметр в машину не среди автомобильных товаров, обратите также внимание на диапазон измеряемых напряжений. Нередко встречаются случаи, когда для бортовой сети покупаются приборы, способные измерять до 100 и более вольт, что автомобилисту ни к чему. Чем больший диапазон измерения напряжения у вольтметра, тем грубее он будет врать в нужном нам диапазоне до 15 вольт.

Как подключить вольтметр в машине?

Раз уж разговор пошел про разные вольтметры, то по-отдельности вкратце рассмотрим варианты их подключения к бортовой сети. Всего существует три способа, как подключить вольтметр в машине:

  1. Просто вставить его в прикуриватель.
  2. Подключить непосредственно к клеммам АКБ.
  3. Подключить вольтметр к клеммам аккумулятора и подать на него отдельное питание.

Теперь буквально по паре слов по каждому варианту.

Вольтметр в прикуриватель

Это самый простой вариант. Купил, вставил, и пользуешься крайне неточным вольтметром. Кстати, если вы, все-таки прикупили именно такой приборчик, да еще и с USB портами, откажитесь, хотя бы, от использования этих самых портов. Особенно, если был куплен первый попавшийся дешевый вариант. При подключении к таким моделям смартфонов, планшетов, и других гаджетов с объемными аккумуляторами, потребляющими ток до 2 ампер, они дико перегреваются, нередко плавятся, а также иногда становятся причиной коротких замыканий. Будьте крайне осторожны с такими вольтметрами, а лучше вовсе откажитесь от напрасной траты денег на их приобретение.

Вольтметр к клеммам АКБ

Первая сложность таких вольтметров заключается в поиске места для их установки в салоне автомобиля. Вариантов здесь, на самом деле, масса. Кто-то приклеивает вольтметры к панели на двусторонний скотч. Другие врезают из куда-то в приборку или пристраивают в любое другое, доступное место. Есть варианты на подставочках, которые при помощи все того же двустороннего скотча устанавливаются где-то на торпедо. Какой вариант выберите вы – дело сугубо индивидуальное.

Если не хотите «колхозить», то есть пилить, сверлить и обрабатывать напильником панель приборов или торпедо – поищите хороший вольтметр, который можно будет просто прилепить на скотч. По крайне мере, такой можно всегда содрать, и в панели не останется отверстий. К счастью, таких вариантов сегодня полно.

Второй «геморрой» заключается в протяжке проводов для подключения вольтметра в машине. Тянуть их, по-хорошему, надо непосредственно от клемм аккумуляторной батареи. А сделать это не так-то просто. И тем не менее, именно такое подключение будет правильным.

Куда бы вы не подключили свой вольтметр – прямо к клеммам, к прикуривателю, параллельно к питанию магнитолы – без дополнительной калибровки получить вменяемые показатели будет практически невозможно. Так что обратите на это внимание при выборе модели. Обычно даже у сравнительно недорогих вольтметров возможность калибровки присутствует в виде винтика или, если хотите, переменного резистора где-то на плате или на корпусе. Как правило, если такая функция есть, то продавец не стесняется о ней лишний раз напомнить в описании. Так что – не пропустите никак.

Вольтметр с раздельным питанием

Самый сложный, и одновременно правильный вариант. Если вы нашли вольтметр, на который можно подать питание отдельно, а измерять бортовое напряжение отдельно – такой вариант будет самым точным. Но, опять же, если его правильно подключить и откалибровать.

Суть такого подключения заключается вот в чем. Напряжение, которое мы планируем измерять и контролировать, подается на вольтметр непосредственно по двум проводам. То же напряжение, которое мы подаем для питания прибора, должно быть стабилизированным, то есть, не зависящим от скачков и перепадов в бортовой сети автомобиля. Получить такое стабилизированное питание можно из того же напряжения, которое мы будем измерять. Для этого предназначены простенькие схемы стабилизаторов напряжения, которые в огромном ассортименте предлагаются сегодня на рынке.

Задача – подобрать стабилизатор, который сможет работать в диапазоне напряжений, присутствующем в бортовой сети. То есть, грубо говоря, от 9 вольт, и вплоть до 15 вольт. Найти такой не составит труда. Те же, кто имеет базовые познания в радиоэлектронике, могут собрать подобный простенький стабилизатор всего из пары-тройки радиодеталей.

Вот и все. Измеряемое напряжение подается на измерительные провода вольтметра напрямую, а питание – на два другие, но уже через плату стабилизатора.

Многие скажут – зачем так сильно заморачиваться, и они будут в некотором роде правы. Но увы, это единственный способ использовать вольтметр на «полную катушку». При любых других, описанных здесь способах подключения, функционал вольтметра будет весьма ограниченным.

Как использовать вольтметр в машине?

Последнее, но не менее важное, о чем стоит поговорить – это правильное использование установленного и подключенного вольтметра в машине. Как по такому простому приборчику узнавать побольше информации о том, что происходит в бортовой сети автомобиля. А между тем, может он немало. Рассмотрим несколько основных его возможностей.

Уровень заряда АКБ

Корректное измерение напряжения на клеммах аккумуляторной батареи является одним из самых точных способов определить то, на сколько она заряжена. Сделать это можно и простым мультиметром, но уже встроенным и подключенным в машине вольтметром – контролировать напряжение более удобно. Главное здесь – ориентироваться на показатели прибора правильно.

Как правильно? Правило в данном случае всего одно-единственное. Оно заключается в том, что напряжение на клеммах АКБ с целью узнать степень ее заряженности, нужно измерять тогда, когда она пребывает в состоянии покоя. Это состояние наступает в среднем по истечении 8-12 часов после того, как аккумулятор последний раз как-либо заряжался. Касается это как заряда от генератора, так и от стационарного зарядного устройства. Если смотреть на вольтметр сразу после того, как выключен двигатель или отключено зарядное устройство – напряжение на клеммах будет всегда завышенное.

Приходит в норму оно, как правило, после 8-12 часов. То есть, если вы последний раз ездили на машине вечером, то уже на утро по встроенному вольтметру можно будет определить, на сколько процентов заряжена АКБ.

Это позволит оценить:

  • ваши шансы на успешный запуск холодного двигателя;
  • насколько хорошо батарея заряжается от генератора;
  • саморазряд АКБ;
  • утечку тока в бортовой сети вашего автомобиля.

Как правило, если с вышеперечисленным все нормально, то даже после ночного простоя (даже на морозе) утром аккумулятор должен быть заряжен, как минимум, на 90%. Если же на улице (или в гараже) тепло, то уровень заряда может быть близким к 100%.

Отметим, что 100% не должно быть никогда при описанных условиях. Во-первых, абсолютно любые АКБ имеют склонность к саморазряду. Во-вторых, практически на всех машинах присутствует, хоть и небольшой, но ток утечки, который за ночь «съедает» некоторое количество энергии из батареи. Ну и, в конце концов, пока вы не установите и не подключите вольтметр в машину, вы наверняка не будете знать, заряжается ли вообще ваш аккумулятор на 100% от генератора.

Как по напряжению определять степень заряженности АКБ в процентах? Очень просто. В Интернете есть таблицы, в которых указаны соответствия напряжений к уровням заряда. Если такие искать вам лень, то ориентироваться можно по следующему принципу. Если после простоя (обязательно не менее 8 часов) вольтметр показывает напряжение 12,7 В – то аккумулятор заряжен на все 100%. Уже 12,6 вольт говорят о том, что уровень заряда примерно 90%. Далее все по остаточному принципу – каждая следующая десятая доля вольта – это минус 10%.

Соответственно, если вы выбрали вольтметр в машину правильно, в том числе, с двумя знаками после запятой – вы сможете определять степень заряженности АКБ очень точно.

Контролировать уровень заряженности АКБ очень полезно для ее ресурса. Так, если однажды утром вы обнаружили, что вольтметр показывает 12,4 или менее вольт, то это будет указывать на то, что аккумулятор либо быстро разряжается, либо вообще недозаряжается во время ваших поездок. Если же вольтметр показывает вообще что-то около 12 вольт или еще меньше – двигатель лучше даже не пытаться запускать, так как это приведет либо к неудачному запуску, либо к удару по ресурсу АКБ (а может и к обоим исходам). В таких ситуациях аккумулятор необходимо хотя бы немного подзарядить от стационарного зарядного устройства, и только потом пытаться завести мотор.

Напряжение заряда АКБ

Чтобы автомобильный аккумулятор заряжался от генератора до максимального уровня, напряжение в бортовой сети должно поддерживаться на уровне 14,4-14,5 вольт. Видеть это можно прекрасно по подключенному вольтметру прямо во время движения.

Если же вольтметр показывает напряжение выше, чем 14,5 вольт – на лицо, как говорится, перезаряд АКБ. В случае, если у вас обычный аккумулятор с жидким электролитом, то последний будет при таких напряжениях часто «кипеть». Соответственно, вы можете прозевать недопустимое падение его уровня, и не сможете вовремя долить дистиллированной воды. Кроме того, систематический перезаряд АКБ приводит к ускоренному износу, причиной которому является необратимый процесс потери активной массы пластин из-за электролиза. Для гелевых же АКБ повышенное напряжение – это самый быстрый путь на свалку.

Более низкое напряжение, чем 14,4 вольт, говорит о том, что ваш аккумулятор никогда не сможет зарядиться от генератора полностью. Даже если вы будете ездить на машине очень и очень долгое время. Соответственно, чтобы поддерживать батарею в работоспособном состоянии и продлить ее ресурс, придется довольно часто пользоваться стационарным зарядным устройством, «добивая» заряд до максимального уровня.

Просадки напряжения в бортовой сети

Вполне естественной и неизбежной картиной являются просадки напряжения в бортовой сети, когда включается какая-либо дополнительная нагрузка. Особенно такие просадки на вольтметре можно увидеть при включении света головных фар, печки, кондиционера, музыки и прочих мощных потребителей.

В идеале, когда вы включаете на машине какой-либо потребитель, на просадку напряжения должен адекватно реагировать реле-регулятор напряжения. Если же он изношен или неисправен – просадки могут достигать одного-полтора вольта, что приведет к систематическим недозарядам АКБ.

Поскольку идеального ничего не существует, незначительные просадки напряжения в бортовой сети, все же, допускаются. Их-то и можно постоянно видеть при помощи правильно подключенного вольтметра. Нормы для разных машин немного отличаются. Но, если при полностью выключенных потребителях ваш вольтметр показывает нормальные 14,4 В, а после включения фар с печкой напряжение «роняется» до 13,5 В, то это явно ненормально. Либо генератор, либо реле-регулятор напряжения – не справляются со своей работой и требуют диагностики.

Диагностика стартера и оценка общего состояния АКБ

Чтобы использовать вольтметр в машине для диагностики (хоть и косвенной) стартера и оценки общего состояния АКБ, нужен как раз-таки «шустрый» прибор. То есть, его показания должны обновляться как можно более быстро. Иначе ничего вы оценить не сможете.

Суть этого всего крайне простая. Если аккумулятор заведомо хороший и нормально заряжен, но при запуске двигателя вольтметр показывает дикие просадки напряжения до 9 вольт или ниже – со стартером явно что-то не так. И наоборот. Если со стартером заведомо все в порядке, но напряжение при запуске двигателя падает до указанных значений – батарея либо глубоко разряжена, либо уже изношена до предела, и требует замены.

Краткие итоги

По итогу получается, что подключить вольтметр в машине – это значит получить многофункциональный прибор, который может не так уж мало. В том числе, с помощью него можно узнавать уровень заряда АКБ, контролировать как она заряжается во время движения, видеть дикие просадки напряжения в бортовой сети, выявлять заранее неисправности реле-регулятора, генератора, и даже стартера.

Схожий материал

НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения

7 мифов о хранении автомобильных шин

История шин Sumitomo / Сумитомо

История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

5 способов как узнать расход топлива на 100 км

Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле

5 народных средств для чернения резины в домашних условиях

Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать

Стартер берет на себя: симптомы и причины

Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА

7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля

33 совета на что смотреть при покупке автомобиля

7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля

Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)

Как фотографировать машину для продажи

Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно

Как выбрать аккумулятор для автомобиля - вредные советы и заблуждения

Как заряжать гелевый аккумулятор - ответы на 5 важных вопросов

7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы

20 причин биения и вибрации руля - методика поиска неисправности

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Наверх