Десульфатация автомобильного аккумулятора

По своей сути десульфатация автомобильного аккумулятора не является чем-то необыкновенным и новаторским. Это довольно простой физико-химический процесс, детально изученный много лет тому назад. Это никакое не чудо, хотя и вероятность успеха здесь действительно маленькая. Это и не миф, созданный якобы для того, чтобы впаривать безграмотным и ленивым автомобилистам «специальные» зарядные устройства, сопоставимые по стоимости с двумя-тремя новыми аккумуляторами.

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Десульфатация – это всего лишь определенный алгоритм воздействий на аккумулятор, целью которых является попытка вернуть его к жизни, продлить ресурс, увеличить емкость и пусковой ток. Достичь этой цели удается далеко не всегда. И на это есть всего-навсего две причины. Первая – что-то делается неправильно. Вторая – заключатся в том, что десульфатация проводится на аккумуляторах, для которых она уже в принципе бесполезна.

Главная задача этой статьи – максимально простыми словами ответить на следующие 7 вопросов:

  1. Что такое сульфатация автомобильного аккумулятора?
  2. Что такое десульфатация АКБ?
  3. Поможет ли десульфатация вашему аккумулятору?
  4. Что представляют собой зарядные устройства с режимом десульфатации?
  5. Стоит ли покупать такие ЗУ?
  6. Как выполнить десульфатацию обычным зарядным устройством?
  7. Какие есть особенности десульфатации разных по типу АКБ?

Второстепенная задача – показать, что десульфатация это вполне достижимая реальность, но никак не панацея (универсальное лекарство от всех болячек).

Что такое сульфатация аккумулятора?

К сожалению, чтобы максимально достоверно описать какой-либо физико-химический процесс, приходится оперировать соответствующими формулами, терминами и понятиями. Но будет ли польза от такого описания, если читатель не занимается ежедневно химией и физикой, да еще и школьный курс по этим предметам подзабыл? Нет, конечно.

Однако процесс сульфатации вполне возможно объяснить и без всех этих сложностей. Например, так. В аккумуляторе есть свинцовые пластины, контактирующие с электролитом. Это знают и понимают все. Чем большая площадь поверхности свинца контактирует с электролитом, тем эффективнее работает аккумулятор.

Если же что-либо «закрывает» или «ограждает» эти компоненты друг от друга, то понятно, что процессы преобразования энергии начинают проходить неполноценно. По факту же снижается емкость АКБ и сила пускового тока, он быстро разряжается и так далее.

Когда аккумулятор отдает накопленную энергию в нормальном режиме, на этих самых свинцовых пластинах постепенно и неизбежно образуется налет. Является он ничем иным, как солью. Только не такой, какую мы употребляем в пищу. Хотя по внешнему виду и цвету немножко похоже.

Так вот, эта самая соль по-научному называется сульфатом. А процесс ее образования – можно назвать сульфатацией аккумулятора. Однако на этой стадии «налипающий» на свинце налет не является чем-то плохим, и портящим батарею. Это просто продукт взаимодействия имеющейся в электролите кислоты и свинца, из которого сделаны пластины АКБ.

Если автомобильный аккумулятор эксплуатируется правильно, то описанный выше налет сам по себе исчезает в то время, когда аккумулятор подзаряжается. Так может повторяться сколько угодно раз. В теории – бесконечно. Но, к сожалению, возможно такое только при идеальных условиях.

Что же происходит в реальных условиях? Почему сульфат не исчезает, а наоборот – накапливается со временем, разделяя «стеной» свинец и электролит? А происходит это по нескольким причинам. Во-первых, из-за того, что автомобильный аккумулятор разряжается и заряжается как попало. Как правило, заряд происходит большими токами, в результате чего напряжение на клеммах быстро повышается, и процесс прекращается раньше времени. В итоге – образовавшийся накануне налет сульфата просто не успевает полностью покинуть свинцовые пластины.

Во-вторых, из-за того, что многие АКБ периодически эксплуатируются с недостаточным уровнем электролита. То есть, не вся площадь активного свинца участвует в процессах разряда и заряда. По этой причине на «сухих» участках пластин сульфаты остаются, превращаясь в «не пробивную стену». Даже если потом уровень электролита пополняется, из-за образовавшегося налета реакции на пострадавших прежде участках не проходят. Либо проходят точечно.

В-третьих, и это самое важное, самая жесткая сульфатация аккумулятора происходит тогда, когда он долгое время находится в разряженном состоянии. Мы ведь помним, что в процессе разряда на пластинах уже образовался налет соли. Так вот, если АКБ держать в таком состоянии, эти самые соли превращаются в труднорастворимый, либо в вообще нерастворимый налет.

Вот такая сульфатация – это уже большая проблема. Даже если случай не сильно запущенный, то есть, батарея постояла разряженной сравнительно немного, то у нас уже нет шансов нормально ее зарядить традиционным способом. Сульфат просто не даст нам это сделать. Во время зарядки оставшиеся без труднорастворимого налета участки свинца быстренько отработают, батарея якобы зарядится, но энергии она накопит очень мало.

Итог вышесказанному будет такой. Сульфатация – это процесс образования на пластинах аккумулятора сульфата свинца, который «разделяет стеной» свинец и электролит, не давая им взаимодействовать. При идеальных условиях эксплуатации батареи сульфатация является неизбежным, но обратимым процессом. В реальной жизни – это самая частая причина отказов АКБ.

Что такое десульфатация аккумулятора?

Если сульфатация – это образование на пластинах аккумулятора сульфата свинца, то десульфатацией называется обратный процесс. Как уже было сказано выше, в идеальных условиях процесс этот проходит сам по себе, и вмешательства пользователя не требует. Но, поскольку, в реальной жизни такого не бывает, то десульфатацию приходится выполнять принудительно.

Задача, казалось бы, крайне простая. Всего-то надо убрать с пластин вредный налет, и аккумулятор вновь заработает в полную силу. Как это можно сделать? На самом деле, в теории – несколькими способами.

Например, можно прибегнуть к механической очистке. То есть, счистить сульфат с поверхности пластин, как счищают ржавчину с металлических поверхностей перед покраской. И в некоторых источниках этот способ на полном серьезе предлагают применять в реальной жизни. Так и говорят – распилите аккуратно корпус аккумулятора, извлеките пластины, и каким-то таким предметом, который сможет удалить соль, но не повредить свинец – выполните «десульфатацию». Наверное, излишне говорить, что принимать в серьез этот способ, и тем более так делать – мягко говоря, глупо.

Еще можно понадеяться на элементарную химию, и попытаться растворить злополучный сульфат, залив или засыпав что-нибудь эдакое, ядреное, в аккумулятор. К сожалению, по этому способу тоже много чего советуют. Одни говорят, что надо засыпать от души соды, другие хвалят «Трилон Б», а третьи вообще продают «специально разработанные в секретных лабораториях» чудо-порошки. К сожалению, подобные средства помогают восстановить аккумулятор примерно так же, как передозировка обезболивающим. Боль, может быть, и пройдет, но отвалится печень…

Есть и еще один способ десульфатации автомобильного аккумулятора, на который уповают все адекватные автолюбители. Заключается он в разрушении сульфатов естественным для АКБ путем, то есть зарядкой-разрядкой. В народе его называют еще тренировкой аккумулятора. Вот только зарядка-разрядка должна проводиться не так, как обычно, а по-особому.

А поскольку только этот метод можно назвать более или менее адекватным, на нем и остановимся поподробнее. А про механическую очистку пластин и пичканье аккумулятора химией, познаний в которой ноль целых хрен десятых – забудем навсегда. В конце концов, из-за этого можно и кусков кожи лишится, и зрения, что несопоставимо дорого по сравнению с ценой нового аккумулятора.

Поможет ли десульфатация вашему аккумулятору?

Если вы зададите себе этот вопрос прежде, чем заморочитесь с самим процессом десульфатации аккумулятора автомобиля, то вы сэкономите время, деньги и здоровье. Почему? Да потому, что в преобладающем большинстве случаев десульфатация уже бесполезна. Более того, иногда, даже правильно выполненная, она делает еще хуже, чем было до нее. Реальность, к сожалению, такова, что только 1-2 аккумулятора из 10 можно реанимировать. Да и то, далеко не до нового состояния.

Как понять, поможет ли конкретному автомобильному аккумулятору десульфатация? Очень просто. Честно дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Аккумулятору больше 5 лет?
  2. Электролит в обслуживаемом аккумуляторе коричневый (или мутный)?
  3. Вы проверяли уровень электролита хотя бы два раза в год?
  4. Аккумулятор простоял в полуразряженном состоянии больше 6 месяцев?
  5. А не простоял ли он полностью разряженным более 3 месяцев?
  6. В АКБ есть закороченные «банки»?
  7. Аккумулятор часто «видел» напряжение более 14,5В?

Так вот, если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили положительно, то есть, «да», то десульфатация вашему аккумулятору уже не поможет. Если же вы на все без исключения вопросы ответили отрицательно – вам есть смысл читать дальше.

Специально для сомневающихся и надеющихся на чудо до последнего – кратко поясним, почему вопросы именно такие:

  1. Если АКБ более 5 лет, и ее пластины в налете сульфата, скорее всего, он уже либо нерастворимый ничем, либо под его слоем погиб почти весь свинец. А может и то, и другое.
  2. Если электролит уже не прозрачный или, что еще хуже, коричневого цвета, пластинам уже пришел конец, а ваш аккумулятор погиб не от сульфатации, или не только от нее.
  3. Если батарея обслуживаемого типа, и в нее не заглядывали регулярно с целью проверки и корректировки уровня электролита, скорее всего, часть свинца «страдала от сушняка», и сульфат на нем бронированный.
  4. Если аккумулятор хоть наполовину разрядился, то на его пластинах уже образовалась соль. Если в таком состоянии батарея постоит без внимания полгода или более, сульфат из легкорастворимого превращается в каменный.
  5. Самый плохой вариант – это когда батарея стоит разряженная. Мало того, что в процессе разряда образовалось много сульфата, так он еще и крепчал с каждым днем.
  6. Как-либо пытаться восстанавливать АКБ с закороченными пластинами – это крайне неблагодарное, и в 99% безуспешное мероприятие. Да и «стена» соли в закороченной «банке» из-за длительного бездействия, скорее всего, такая, что ее и из гранатомета не разрушишь.
  7. Независимо от типа автомобильного аккумулятора длительное и частое воздействие на него повышенным напряжением неизбежно приводит к безвозвратной потере активной массы свинца. А у чего масса потеряна, то и восстанавливать бессмысленно.

Все равно верите в чудеса? Ну-ну… Никто не спорит с тем, что даже при описанных раскладах правильная десульфатация поможет добавить к потенциально дохлому аккумулятору пару-тройку ампер-часов. Но стоит ли тратить время и деньги на снайперскую винтовку ради охоты на комара? Если для вас стоит – не сдавайтесь, конечно, ни при каких обстоятельствах.

Зарядные устройства с режимом десульфатации

Несмотря на многочисленную критику со стороны диванных экспертов, подобные зарядные устройства реально существуют, и даже кое-чего могут в плане десульфатации автомобильных аккумуляторов. Их использование действительно позволяет частично (иногда и полностью) очистить пластины от сульфатов свинца. Но, опять же, чуда и здесь нет. Если ваш аккумулятор не прошел теста из представленных выше 7-ми вопросов – то к стоимости покупки нового у вас добавится сумма, потраченная на «умную» зарядку.

Рассмотрим вкратце, чем таким особенным они отличаются от обычных зарядников. Во-первых, такие зарядные устройства, если они качественные, не допускают превышение зарядного напряжения и конских токов. Во-вторых, в режиме так называемой тренировки они не только заряжают АКБ, но и с определенной периодичностью немного разряжают ее. То есть, как бы, выполняют откаты назад, а не жарят на полную до завершения процесса, как обычные зарядки.

В-третьих, некоторые из таких ЗУ заряжают аккумуляторы хоть и постоянным, но пульсирующим током. То есть, ток подается на АКБ мелкими порциями, а между каждым таким «приемом» делается перерыв. В результате такой тренировки аккумулятор принимает заряд, как бы это сказать… более качественно, что ли. Это как с наполнением таза водой. Воду можно лить из шланга мощной струей, половину разбрызгивая. А можно аккуратно и потихоньку подливать тихой струйкой, постоянно давая воде успокаиваться, и не расплескиваться.

В-четвертых, самые продвинутые зарядные устройства с режимом десульфатации умеют адекватно оценивать реальную емкость аккумулятора. Что это дает? Это позволяет электронике подобрать оптимальные параметры для заряда восстанавливаемой АКБ. То есть, если аккумулятор, на котором написано 70А*ч, почти дохлый в плане емкости, то его уже нельзя заряжать током, сила которого определяется, как 10% от этих 70А*ч. На самом же деле его емкость намного ниже, и ток должен быть соответствующим.

Итог такой. Зарядные устройства с режимом десульфатации автомобильных аккумуляторов отличаются от обычных только тем, как ими реализуется процесс заряда. У каждой модели алгоритм может быть какой-то свой. Но суть и цель всегда остается одна и та же – аккумулятор надо зарядить так, чтобы как можно больше доступного свинца успело прореагировать с электролитом.

Соответственно, пользоваться такими зарядками очень просто. Нужно только включить требуемый режим тренировки согласно указаниям производителя устройства, и ждать завершения цикла. При необходимости (а чаще всего оно так и происходит) процедура повторяется.

Стоит ли покупать специальные «умные» ЗУ?

Это очень простой на самом деле вопрос, потому рассматривать его долго не будем. Итак, берем исходные данные. Средние «по больнице». Новый, не самый дешевый автомобильный аккумулятор (не GEL или AGM) с заявленной емкостью 60А*ч стоит на момент написания этой статьи порядка 50 баксов. За сотню баксов можно уже замахнуться на что-то более крутое, в чем, в принципе, особой необходимости у многих нет. Реально неплохие зарядные устройства, в которых есть режим десульфатации, он грамотно реализован, предусмотрена возможность, так сказать, индивидуального подхода к каждому аккумулятору – стоит в районе двухсот долларов.

Да, есть и намного подешевле. Но дешевле, чем бюджетный новый аккумулятор – все равно не найдете. А если найдете, то не забывайте, что на заборе тоже кое-что написано. Однако забор – это не он. Соответственно, если в описании сказано, что это для десульфатации, скорее всего, это, мягко говоря, лукавство.

Итого получается, что для одного отдельно взятого частного случая покупка зарядного устройства с нормальным режимом десульфатации – смысла почти не видно. Разве что, если брать на очень длительную перспективу. Кроме того, многие зарядные устройства позиционируются, как такие, которые не грех использовать в тренировочном цикле постоянно. Тем более, что есть даже такие, которые по заверению разработчиков могут заряжать стандартную АКБ, попутно ее «тренируя», всего за 3-4 часа. Если стремиться к этому, то готовьте две сотни баксов и вперед. Отзывы вроде бы неплохие в среднем.

Если же в вашем хозяйстве несколько единиц техники, в которой установлены аккумуляторы – то вот тогда покупка чего-либо подобного вполне оправдана. То же самое касается случаев, когда предполагается предоставление услуг по восстановлению АКБ. Здесь уж никак без добротного профессионального оборудования нельзя.

Итоги делайте сами. У каждого ведь по-разному.

Десульфатация аккумулятора обычным зарядным устройством

Поскольку из предоставленной выше информации должно быть уже понятно, что такое сульфатация, и как с ней борются специальные зарядные устройства, в детальных объяснениях этот пункт не нуждается. Да, десульфатация возможна и при помощи обычной зарядки. Да, это не очень сложно, хоть и весьма долго. И да, зарядка хоть и подойдет обычная, но далеко не всякая.

Для десульфатации автомобильного аккумулятора своими руками сгодится такое зарядное устройство, в котором предусмотрена возможность регулировать и точно контролировать параметры заряда. То есть – напряжение и ток. Все.

Принцип простой. Необходимо заряжать пораженный сульфатами аккумулятор:

  1. Токами, соответствующими реальной емкости (можно те же 10%, но от реальной емкости, а не указанной на корпусе).
  2. Не допуская перезаряда.
  3. Не превышая напряжения 14,5 В.
  4. Не допуская «кипения» электролита.
  5. Избегая перегрева АКБ.
  6. Периодически в процессе заряда разряжать АКБ.
  7. Или хотя бы периодически давать ему «отдохнуть» и «усвоить» принятый заряд.

Реализовать все это можно несколькими способами. Например, некоторые подсоединяют параллельно с зарядным устройством обычную лампочку на 12В, на которую возлагается функция разряда АКБ. Другие мастерят подобие импульсной зарядки при помощи автомобильного реле поворотов. В крайнем же случае, в не сильно запущенных случаях поможет даже пара-тройка обычных непрерывных зарядов очень маленькими токами с чередующимися разрядами.

Особенности десульфатации разных аккумуляторов:

  • Перед тренировкой обслуживаемого аккумулятора не забывайте проконтролировать и выровнять уровень электролита во всех отсеках при помощи дистиллированной воды.
  • В процессе тренировки кальциевых аккумуляторов не допускайте глубоких разрядов.
  • АКБ типа AGM и GEL крайне чувствительны к повышенным напряжениям, потому при тренировках обязательно контролируйте этот параметр отдельным измерительным прибором.
  • Вопреки распространенным мифам, гелевые аккумуляторы тоже поддаются десульфатации.
  • То же самое касается и аккумуляторных батарей AGM типа.

Пожалуй, этого будет достаточно для того, чтобы оценить свою, конкретную ситуацию, и решить, что же делать – заморачиваться с десульфатацией автомобильного аккумулятора, или просто купить новый, и не париться.

Схожий материал

НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения

7 мифов о хранении автомобильных шин

История шин Sumitomo / Сумитомо

История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

5 способов как узнать расход топлива на 100 км

Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле

5 народных средств для чернения резины в домашних условиях

Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать

Стартер берет на себя: симптомы и причины

Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА

7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля

33 совета на что смотреть при покупке автомобиля

7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля

Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)

Как фотографировать машину для продажи

Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно

Как выбрать аккумулятор для автомобиля - вредные советы и заблуждения

Как заряжать гелевый аккумулятор - ответы на 5 важных вопросов

7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы

20 причин биения и вибрации руля - методика поиска неисправности

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Наверх