Как заряжать гелевый аккумулятор - ответы на 5 важных вопросов

Несмотря на то, что технология изготовления АКБ с гелеобразным электролитом появилась еще во времена Ю. А. Гагарина (космонавт такой был – «первым» в космос «полетел» в 60-х годах прошлого века), вопрос о том, как заряжать гелевый аккумулятор – актуален по сей день. Многие, естественно, пытаются ответить на злободневный вопрос. Но по большей части говорят и пишут ничем не подтверждаемую ерунду. А интересующийся пользователь в результате так и не понимает – почему же так много шума вокруг этих чертовых гелевых аккумуляторов, и как его, в конце то концов, заряжать правильно.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Задача этой статьи – максимально понятно ответить на следующие 5 самых важных вопросов про технологию GEL:

  1. Что такое гелевый аккумулятор и в чем его главная особенность?
  2. Стоит ли покупать гелевый аккумулятор для автомобиля?
  3. Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?
  4. Специальные зарядные устройства для гелевых АКБ – это миф или реальная необходимость?
  5. Как заряжать гелевый аккумулятор правильно?

После внимательного прочтения данного материала вы точно будете знать – что нужно делать с гелевым аккумулятором, если такой установлен на вашем автомобиле.

Что такое гелевый аккумулятор и в чем его главная особенность?

Конструктивно гелевый аккумулятор представляет собой все тот же герметичный корпус, в котором имеются свинцовые пластины. Причем, некоторые продавцы даже утверждают, что пластины эти сделаны из какого-то очищенного свинца, за счет чего вам придется отдать за АКБ много денег якобы улучшаются свойства аккумулятора. На самом деле это все маркетинговый чес – свинец очищается также и при изготовлении аккумуляторов по других технологиях.

Вот что в гелевых аккумуляторах действительно есть особенного, так это электролит. В данном случае он не жидкий, а гелеобразный. Те же продавцы выдают эту особенность за «нанотехнологии», за которые, естественно, придется платить деньгой. На самом же деле ничего инновационного в GEL АКБ нету, если не считать таковым то, что летало в космос еще в прошлом веке.

Но нас этот вопрос не сильно интересует. Мы собрались здесь, чтобы выяснить – как заряжать гелевый аккумулятор. И вот тут, как раз-таки из-за того самого гелеобразного электролита, имеется парочка важных моментов, касающихся непосредственно процесса зарядки. Суть заключается в том, что такие АКБ не любят превышение зарядного напряжения. Хотя не любят – это не совсем правильно. Правильнее, наверное, сказать – не переносят.

Чтобы понять – почему они такие чувствительные к напряжению, сравним их с классикой, то есть, с АКБ, в которых электролит обычный, жидкий. Что происходит с обычным аккумулятором, когда на его клеммы подается напряжение, превышающее норму? Правильный ответ – он начинает «кипеть». Только не так, как вода в электрочайнике. В аккумуляторе при таких раскладах происходит процесс электролиза, одним из эффектов которого является обильное выделение пузырьков водорода.

Собственного говоря, повышенное напряжение отнюдь не полезное и для обычных АКБ, поскольку в процессе электролиза пластины теряют вещество, из которого они сделаны. Тем не менее, обычные аккумуляторы довольно долгое время могут практически без видимых потерь переживать подобные издевательства. Чтобы «убить» их повышенным напряжением, надо «кипятить» их несколько раз, и довольно долго.

В случае же с гелевыми аккумуляторами все намного печальнее в этом плане. А все потому, что «кипеть» там нечему. То есть, жидкий электролит после подобных издевательств благодаря своему агрегатному состоянию все равно «никуда не денется», и будет продолжать контактировать со всей поверхностью свинцовых пластин. А когда же аналогичная оплошность допускается с гелевым аккумулятором, тот самый гель в буквальном смысле отстает местами от пластин, и больше к ним не возвращается. В результате мы имеем дело с потерей емкости и снижением тока холодной прокрутки.

Более того, гель в аккумуляторе, заряжаемом повышенным напряжением, значительно расширяется в объеме. Именно по этой причине достаточно часто можно увидеть их с безобразно вздувшимися корпусами. Если это случилось – аккумулятору амба. Работать он, конечно, еще, может быть, будет. Но его энергоемкость существенно (и безвозвратно) снизится, а с ней упадет и способность АКБ бодро крутить стартер при запуске двигателя.

В некоторых источниках пишут не о напряжении, а о токе. То есть, наставляют не превышать именно зарядный ток. И они тоже правы, потому как в случае с аккумуляторами ток зависит от напряжения, которое подается на клеммы. Грубо говоря – увеличение напряжения = увеличению зарядного тока.

Однако надо понимать, что с током есть один важный нюанс. Заключается он в том, что конским током «поразить» любой аккумулятор возможно только тогда, когда он значительно разряжен. Когда же заряд АКБ стремится к 100%, большие токи через нее пропустить не так уж легко. Для этого придется повышать напряжение до небес…

Ну и, пару слов, наверное, скажем по поводу извечного вопроса: GEL и AGM – это разные технологии? Если на этот вопрос отвечать с точки зрения конструктивных особенностей, то да – это немного разные по устройству аккумуляторы. Если же мы рассматриваем сугубо процесс зарядки АКБ, то нет абсолютно никакой разницы – GEL это, или же AGM. Что там, что там – жидкого электролита нет. Соответственно, если AGM АКБ «жарить» повышенным напряжением, он очень быстро и безвозвратно будет приходить в негодность.

Посему, все сказанное дальше, могут в полной мере принять к сведению владельцы не только GEL АКБ, но и счастливые обладатели аккумуляторов AGM. Более того, даже если вам надо зарядить классическую автомобильную батарею, представленные в статье рекомендации – будут полезны и для вас тоже.

Стоит ли покупать гелевый аккумулятор для автомобиля?

Наверное, не будем здесь повторять скучные и всем известные перечни с плюсами и минусами гелевых аккумуляторов. Тем более, что по-хорошему не помешало бы каждый пункт еще и как-то обосновать или доказать. Хотя этого никто не делает. Предлагают везде верить на слово. Так вот, вместо традиционных списков приведем всего два вопроса, ответив на которые (честно), вы поймете – стоит ли вам покупать гелевый аккумулятор для автомобиля.

Вот вопросы:

  1. Согласны ли вы заплатить за гелевый аккумулятор вдвое-втрое больше, чем за обычный с такими же параметрами по емкости и пусковому току?
  2. Готовы ли вы постоянно на протяжении всего срока службы GEL АКБ контролировать, каким напряжением он заряжается как от генератора, так и от автомобиля?

Если на оба (без исключения) вопроса вы честно дали положительные ответы – рассмотреть покупку GEL АКБ вам, все-таки, стоит. Если же вы не готовы переплачивать за повышенный ресурс (который, кстати, будет повышенным только при правильной эксплуатации без единого косяка), а также не хотите постоянно следить за напряжением зарядного устройства и в бортовой сети автомобиля – гелевый аккумулятор вам ни к чему.

Эксплуатируя его небрежно, заявленного увеличенного срока службы вы от него не получите. Более того, есть все шансы, что сдохнет он гораздо быстрее, чем менее требовательная к условиям эксплуатации классика. Что, собственно, и можно часто увидеть в жизни.

Автор ни коим образом не пытается отговорить от покупки гелевого аккумулятора для автомобиля, как может показаться. Более того, ниже будет вся необходимая информация о том, как выжать из технологии GEL ее хваленую долговечность. Это реально. И не сложно. Кроме того, купив гелевый аккумулятор, вы лишите себя «удовольствия» следить за уровнем и плотностью электролита.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?

Несмотря на кажущуюся наивность этого вопроса, ответ на него далеко не всегда положительный. Объясним вкратце. Гелевый аккумулятор ни в коем случае нельзя заряжать, если у вас дешевое и неконтролируемое зарядное устройство. Такие приборы легко могут давать на АКБ конское напряжение, что в раз испортит недешевую покупку.

Также не стоит браться за зарядку гелевого аккумулятора, если у вас нет возможности полностью контролировать параметры процесса. В первую очередь, это касается напряжения. Ведь далеко не все зарядные устройства оснащаются вольтметрами, и многие из них не имеют никакой адекватной стабилизации по напряжению. Более того, даже продвинутые автоматические зарядные устройства, напичканные электроникой и измерительными приборами, нередко чудят, отображая на своих дисплеях немного не то, что подается на клеммы АКБ.

И последнее. Если гелевый аккумулятор заряжен до достаточного для его непосредственного применения уровня – заряжать его от стационарного зарядного устройства вовсе необязательно. Хотя и желательно. По сути, это одно из преимуществ гелевых АКБ, о котором почти никто не говорит. Поскольку внутри находится гель, то и свойственный для жидкого электролита процесс стратификации (расслоение) GEL аккумулятору не грозит.

И все же – контролировать уровень заряда гелевого аккумулятора на протяжении всего срока эксплуатации, и подзаряжать его от зарядного устройства – очень желательно. В конце концов, это убережет от внезапных отказов АКБ, если она однажды не восстановится полностью от генератора.

Специальные ЗУ для GEL АКБ – миф или нет?

Специальные зарядные устройства для гелевых аккумуляторов не являются мифом в том плане, что они реально существуют. А вот то, что без них заряжать GEL не получится – вот это уже миф. Придумали его никто иные, как те, кого вдруг осенило заняться производством подобных приборов.

Что мы имеем по итогу? Чем таким особенным отличаются зарядные устройства, которые позиционируются, как специальные для гелевых аккумуляторов? А отличаются от большинства аналогов они всего двумя основными особенностями:

  1. Наличием функции стабилизации напряжения заряда.
  2. Неадекватно завышенной стоимостью.

Зачем нужна функция стабилизации напряжения – мы уже рассмотрели. Вроде бы по этому пункту все чин чином. Реально необходимая вещь. Если бы не одно «но». И это цена подобных зарядных устройств. Как правило, если какая-либо из таких моделей продается с припиской «для гелевых аккумуляторов», то стоит она в полтора-два раза дороже полного аналога, но без такой приписки.

Вопрос – за что, скажите, пожалуйста, мы должны переплачивать? За способность зарядного устройства ограничивать и стабилизировать напряжение на выходе? Простите, но это умеют любые современные модели, сделанные на совесть и грамотно схемотехнически. Еще некоторые зарядные для геля якобы могут заряжать АКБ различными режимами, многоступенчатыми, сначала стабильным током, потом стабильным напряжением…

В общем, друзья, это то же самое, что сказать: эта соль или сода для вашей кухни без ГМО. К слову, на многой продукции сегодня, даже если она принципиально не относится к тому, что можно модифицировать на генном уровне – пишут, что она без ГМО. То же самое и с зарядными устройствами для гелевых аккумуляторов.

Естественно, самым дешевым зарядным устройством, внутри которого, кроме трансформатора и двух выпрямительных диодов нет ничего, заряжать GEL категорически не стоит. Собственно говоря, использовать их не следует и для зарядки любых других автомобильных аккумуляторов.

Итог всему этому такой. Гелевый аккумулятор можно заряжать любым зарядным устройством, в котором реализована либо стабилизация напряжения (или тока – без разницы, так как одно зависит от другого) заряда, либо ручная регулировка этого же параметра. Все.

Автор этого материала немножко увлекается радиоэлектроникой, и несколько раз сталкивался с принесенными на ремонт специальными зарядными устройствами для гелевых АКБ. Как и следовало ожидать – никакого чуда внутри таких приборов не оказывалось. Даже наоборот – некоторые модели были выполнены так халатно, и з таких вонючих и копеечных китайских компонентов, что на выходе стоить даже полторы тысячи рублей это ну никак не может. Там просто нет ничего такого, за что бы стоило таких денег.

Так что – не тратьте зря деньги. Покупайте для ваших гелевых аккумуляторов обычные зарядные устройства, у которых есть стабилизация параметров на выходе, а также возможность эти параметры подкорректировать по желанию.

Как заряжать гелевый аккумулятор правильно?

Переходим к главному вопросу – как заряжать гелевый аккумулятор правильно. Наверное, уже понятно, что описанные ниже действия будут на максимальном удалении от «специальных» зарядных устройств за невменяемые деньги. Качественно и безопасно для ресурса самого аккумулятора зарядить его можно вполне обычным зарядным устройством. Тем не менее, оно, все же, должно отвечать следующим простым требованиям:

  1. Отлично подойдет любое зарядное устройство, в котором есть встроенные классические режимы зарядки автомобильных аккумуляторов.
  2. Отлично также подойдут модели, в которых напряжение или ток заряда можно регулировать вручную при помощи кнопок или «крутилок».
  3. Ни в коем случае не используйте для зарядки гелевых аккумуляторов «специальные» зарядные устройства для кальциевых АКБ. Имеющиеся в них режимы с зарядкой напряжением 16,1 В – быстро «склеит лапти» аккумулятору GEL.
  4. Самодельные зарядные устройства с автоматическим или ручным контролем выходных параметров – тоже подойдут наилучшим образом.
  5. Категорически нельзя использовать для зарядки гелевых аккумуляторов неконтролируемые дешевые зарядники без каких-либо регулировок и предустановок (их вообще лучше не покупать).

Крайне рекомендуется для максимально правильной зарядки гелевого аккумулятора обзавестись дополнительно таким простым прибором, как мультиметр. Вот здесь уже подойдет даже самый дешевый. Как правило, напряжение они измеряют вполне сносно абсолютно все, включая те, которые продаются почему-то в продуктовых супермаркетах.

Мультиметр нужен для того, чтобы независимо от зарядного устройства контролировать напряжение, которое будет на клеммах АКБ во время зарядки. Причем, даже если на вашем продвинутом заряднике вольтметр уже есть – не спешите ему доверять. Они часто врут и требуют калибровки. Кроме того, они измеряют напряжение где-то на выходе схемы зарядного устройства. Нам же важно то напряжение, которое непосредственно на клеммах АКБ. Дешевый мультиметр полностью справится с этой задачей.

Кстати, дорогой мультиметр для этих задач применять в некотором роде даже вредно. А все потому, что чем дороже и продвинутее мультиметр, тем дольше он «соображает». То есть, выдает на дисплей показания с определенной задержкой. Нам же нужна оперативность. Хотя это и не смертельно важно.

Теперь об алгоритме зарядки. Приведенные в нем пункты – все без исключения обязательны для выполнения. Также попутно в нем будут пункты, затрагивающие разные ситуации, но на это внимание обращено отдельно.

Вот как заряжать гелевый аккумулятор:

  1. АКБ можно отсоединять от бортовой сети автомобиля, а можно и не отсоединять. В том случае, если аккумулятор будет заряжаться подключенным к бортовой сети, на 100% зарядить его, скорее всего, не получится из-за присутствующих на любой машине токов утечки. То есть, в конце процесса вы будете заряжать АКБ малыми токами, которые тут же будут уходить на питание оборудования автомобиля, пребывающего в ждущем или спящих режимах.
  2. Первым делом к клеммам аккумулятора стоит подключить мультиметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения. Это просто обязательно нужно сделать, если в вашем зарядном устройстве зарядный ток или напряжение на выходе регулируется вручную. Для автоматических ЗУ этот пункт нужен чисто для контроля – проверить, не врет ли, или не чудит зарядное. Кроме того, если мы предварительно подключим мультиметр к клеммам аккумулятора, который до этого постоял несколько часов без работы, мы по напряжению сможем определить степень его заряженности (в Интернете есть таблицы с соотношениями напряжений и процентов).
  3. Далее можно подключить к одной из клемм АКБ один из зажимов зарядного устройства (чтобы потом не мельтешить).
  4. Второй зажим ЗУ пока не подключаем, одновременно обеспечиваем его изоляцию от кузова автомобиля и других металлических поверхностей, дабы не сделать случайно бабах.
  5. Включаем зарядное устройство в бытовую сеть.
  6. Если зарядное устройство автоматическое и с предустановками – выставляем нужный режим в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Нас интересует классический режим, в котором можно выбрать напряжение заряда и зарядный ток. Напряжение нам нужно такое, какое указано на корпусе АКБ возле слов cycle use. Если не указано ничего – ставим 14,5 В, не ошибемся. Зарядный ток – по классике, 10% от емкости АКБ (учитывайте возраст аккумулятора, емкость которого со временем снижается).
  7. Если зарядное устройство с ручным управлением, в зависимости от того, какие регулировки нам доступны, выставляем зарядный ток или напряжение по принципу, описанному в предыдущем пункте. Сложнее всего здесь дела обстоят с напряжением. Дело в том, что при подаче на сильно разряженный аккумулятор нужного нам тока, напряжение не сможет быть на отметке 14,5 В. Оно будет меньшим на полвольта-вольт. Со временем, когда АКБ подзарядится постоянным ограниченным током, напряжение выйдет на нужный уровень.
  8. После того, как напряжение заряда гелевого аккумулятора достигло номинального (смотри на корпусе или в пункте №6), наша задача (или задача автоматического зарядного устройства) – не допустить превышения этого напряжения. Ток, при этом, будет неуклонно и постепенно уменьшаться. Это нормально, и свидетельствует о том, что наша АКБ заряжается.
  9. В процессе заряда (хотя бы, когда вы будете делать это первый раз на конкретном аккумуляторе и конкретным ЗУ) крайне желательно контролировать напряжение непосредственно на клеммах АКБ (при помощи отдельного мультиметра). Это крайне важно. Именно из-за превышения напряжения чаще всего гелевые аккумуляторы и не живут долго у многих, сдуваясь в переносном смысле, и вздуваясь – в прямом.
  10. Об окончании заряда гелевого аккумулятора можно будет судить по снизившемуся до 0,1 ампера току. Автоматические ЗУ – отключаться сами, когда посчитают нужным (к слову, не всегда они делают это корректно). В случае же с зарядными с ручным управлением по достижению указанного тока при напряжении, не превышающем номинальное, процесс прерывается.

Собственно, это и все, что можно рассказать по вопросу – как заряжать гелевый аккумулятор. Любой другой, автомобильный, вполне можно заряжать абсолютно так же. Если у вас какое-то зарядное устройство, с помощью которого нельзя зарядить АКБ по расписанному выше алгоритму, скорее всего, к нему прилагается детальная инструкция. Не побрезгуйте ее изучить.

Краткие итоги

Как видите – заряжать гелевый аккумулятор не так уж и сложно, даже если вы не потратились на «специальное» зарядное устройство для АКБ данного типа. Главное правило здесь – это не допускать превышения напряжения, так как именно это является наиболее частым убийцей GEL АКБ.

Схожий материал

НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения

7 мифов о хранении автомобильных шин

История шин Sumitomo / Сумитомо

История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

5 способов как узнать расход топлива на 100 км

Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле

5 народных средств для чернения резины в домашних условиях

Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать

Стартер берет на себя: симптомы и причины

Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА

7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля

33 совета на что смотреть при покупке автомобиля

7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля

Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)

Как фотографировать машину для продажи

Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно

Как выбрать аккумулятор для автомобиля - вредные советы и заблуждения

Как заряжать гелевый аккумулятор - ответы на 5 важных вопросов

7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы

20 причин биения и вибрации руля - методика поиска неисправности

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Наверх