Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

Вопрос о том, как ездить в гололед, касается отнюдь не только тех, кто на летней резине, на заднем приводе и так далее. Скользкая дорога опасна и сложна абсолютно для всех, кто по ней движется. В гололед трудно трогаться с места, маневрировать, и особенно тормозить. К тому же, выполнение всех этих действий отличается для владельцев автомобилей с разным приводом и шинами.

Как ездить в гололед на автомобиле

В этой статье детально рассмотрены наиболее часто встречающиеся ситуации и обстоятельства, касающиеся езды в гололед. Полезная информация найдется и для новичков, и для опытных. У вас зимняя резина? Это вовсе не значит, что вы в полной безопасности на скользкой дороге. Не успели сменить летнюю резину? В гололед и на ней можно ехать. Но не всегда и не везде это будет безопасно…

Гололед гололеду рознь

Начинать знакомство с особенностями езды в гололед надо с понимания того, что скользкая дорога бывает разной. При тех или иных обстоятельствах свойства дорожного покрытия меняются. Разным бывает и взаимодействие шин со скользкой дорогой. При всем при этом надо отдавать себе отчет, что универсальной резины на все виды гололеда не существует в природе. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Чистый асфальт с ледяной корочкой

Это не самый сложный гололед, но один из самых опасных и коварных. На твердом дорожном покрытии с тонкой ледяной корочкой особой эффективностью не отличается никакая резина. Так называемые липучки относительно стабильно себя ведут только без нагрузок, но в экстренной ситуации дорогу они не держат, и очень легко срываются в занос.

Шипованная резина, на которую многие возлагают большие надежды, на таком дорожном покрытии не просто бесполезна, а даже в некоторой степени опасна. Металлическим шипам при тонкой ледяной корочке зацепляться не за что, а значит толку от них никакого при данных конкретных обстоятельствах толку нет. Опасность же кроется в том, что шипованная резина лучше скользит по такой дороге, чем обычные липучки. Происходит это из-за того, что коэффициент трения между металлом и асфальтом очень маленький.

Пример 2. Снежная каша

На снежной каше стабильнее ведет себя тот автомобиль, который «обут» в шины с протектором, способным отводить эту самую кашу из-под колес. Если с этой работой покрышки не справляются, мокрый снег превращается в некую прослойку между колесом и дорогой, которая просто уменьшает коэффициент трения и снижает стабильность автомобиля.

Шипованная резина на снежной каше также бесполезна, как и на тонкой ледяной корочке. Но при определенных обстоятельствах. Если под мокрым снегом твердый асфальт, то металлические шипы будут только мешать нормальному зацеплению. А вот если снежная каша образовалась на твердом накатанном снегу, то это уже «родная стихия» шипов. Шины при таких обстоятельствах будут работать по двум направлениям – протектор будет «выгребать» кашу из-под колес, а шипы – вгрызаться в накатанный снег.

В некотором смысле даже летняя резина с неизношенным протектором ведет себя стабильнее на снежной каше, нежели шипы. Температура окружающей среды при таком дорожном покрытии низкой не бывает, а следовательно шины не дубеют окончательно. А вот наличие протектора на летних шинах, рассчитанного на отвод воды из-под колес, вполне эффективно справляется и с кашей.

Последняя мысль отнюдь не является призывом рассекать по снежной каше на летней резине. Пример приведен лишь для того, чтобы объяснить процесс взаимодействия шин с конкретным видом дорожного покрытия.

Пример 3. Гололед + сильный мороз

Это, пожалуй, самый сложный и коварный вид гололеда. Дело в том, что при морозах ниже 15 градусов по Цельсию накатанный снег и лед становятся настолько твердыми и прочными, что шипы вгрызаться в них уже не могут. Соответственно, машина с такой резиной ведет себя, как говорится, что корова на льду.

Более безопасные в данном случае обычные липучки, то есть, зимняя резина без шипов. Она не теряет эластичности и упругости на сильном морозе, обеспечивая наилучшее сцепление с дорогой, какое только возможно при данных обстоятельствах.

Из всего вышесказанного уже можно сделать вывод, что скользкая дорога бывает очень разной. Соответственно, безопасность движения при той или иной погоде во многом зависит от того, какая резина надета на ваших колесах (про опыт и мастерство поговорим позже). Если в вашем регионе не бывает сильных стабильных морозов, а двигаетесь вы в основном по редко расчищаемым от снега дорогам, то только в этом случае вам есть смысл купить шипованную резину. Для езды же по ледяной корочке, снежной каше и сильно замерзшему накатанному снегу лучше «обуться» в липучки.

Машина и гололед

Теперь, когда с разными видами гололеда более или менее все понятно, рассмотрим четыре основных действия, из которых состоит езда на машине:

  1. Трогание.
  2. Движение.
  3. Маневрирование.
  4. Торможение.

Понимание этих моментов в совокупности с правильно подобранной резиной повысит ваши шансы отъездить зиму без ДТП и посещений мастерских по кузовному ремонту автомобиля.

Трогание в гололед

Тронуться и начать движение на машине в гололед – не самое простое действие из перечисленных четырех. Опять же, очень многое зависит от конкретных обстоятельств, а также от конструкции автомобиля. Поэтому, как и в случае с разными видами гололеда рассмотрим несколько конкретных примеров.

Пример 1. Трогание на заднеприводном автомобиле

Зима и заднеприводный автомобиль многими считается очень опасной комбинацией. Однако успешно управляться на скользкой дороге можно что на переднем приводе, что на заднем. Главное – знать «повадки» автомобиля той или иной конструкции.

Что же касается трогания на заднеприводной машине, то здесь надо помнить о том, что она «очень любит» уходить в занос. Происходит это потому, что пробуксовывающие задние колеса при трогании уже начали движение, а передние еще «отстают». Соответственно, задним ведущим «деваться больше некуда», и они начинают уходить в сторону. Чтобы прекратить занос, достаточно просто сбросить обороты, и дать задним колесам войти в нормальное зацепление со скользкой дорогой.

Все это означает только одно – трогаться на заднеприводном автомобиле нужно так, чтобы ведущие колеса не срывались в пробуксовку. Если же это происходит, нужно сбрасывать газ. Иногда удержать ведущие задние колеса в зацеплении помогает трогание с немного выжатым сцеплением. При таких действиях первыми начинают скользить не колеса, а диски сцепления, что, в общем то, безопаснее, чем занос.

Пример 2. Трогание в горку

Усложняется тем обстоятельством, что требуется больше усилий, чтобы сдвинуть автомобиль с места. Соответственно, ведущие колеса легче теряют зацепление и срываются в пробуксовку. Задача при трогании в горку – не допустить этого. Решается одним из нескольких приемов:

  • Адаптивная работа педалью газа – обороты добавляются и своевременно сбрасываются по мере возникновения пробуксовки.
  • Работа педалью сцепления – скольжение можно перенести с ведущих колес на диски сцепления, не отпуская педаль до конца, пока автомобиль не тронется, и не начнет стабильно двигаться.
  • Трогание со второй передачи – если на скользкой дороге включить не первую, а вторую передачу, и плавно работать педалями газа и сцепления, ведущим колесам будет труднее начать скользить.
  • Трогание с ручником – этому приему учат еще в автошколах, и зимой он тоже прекрасно работает. Особенно на заднеприводных автомобилях – не полностью отпущенный ручник как бы придерживает ведущие колеса, не давая им легко сорваться в пробуксовку.

А вообще, в гололед надо стараться парковаться так, чтобы начало движения вам не пришлось осуществлять в горку. Во многих ситуациях это более, чем реальная задача.

Пример 3. Трогание из глубокого рыхлого снега

При трогании из глубокого снега самое главное – это не пытаться изо всех сил газовать в надежде, что ведущие колеса «пророют» снег до твердого покрытия и войдут в зацепление. Так из снега не выехать потому, что под быстро вращающимися колесами он тает, превращаясь в водяную пленку. В результате между колесами и покрытием практически полностью пропадает сила трения.

Проще всего трогаться при таких обстоятельствах враскачку. Задача – раскачать автомобиль, работая педалью сцепления. Газовать при этом можно на одних, небольших, оборотах. Когда автомобиль прекращает подаваться вперед, педаль сцепления резко выжимается. Как только автомобиль откатится назад, сцепление плавно (но уверенно) возвращается в исходное положение. Таким способом машину можно раскачать достаточно для того, чтобы выскочить из глубокого снега.

Движение в гололед

При движении в гололед самое главное – это скоростной режим и дистанция. Следует постоянно помнить о том, что на скользкой дороге машина и поворачивает, и останавливается не так уверенно, как на сухом твердом покрытии. Умеренную скорость стоит поддерживать даже на тех участках дороги, где гололеда вроде бы нет. Скользкая дорога может начаться в любой момент, и тогда вы просто не успеете остановится перед светофором или каким-либо препятствием. Резко объехать внезапно возникшее на пути препятствие в гололед тоже сложно.

Какая скорость в гололед оптимальная? Конкретных цифр в данном случае не существует. Чтобы понять, с какой скоростью двигаться по скользкой дороге безопасно, и какую дистанцию надо при этом держать, можно узнать только с опытом. А для этого не лишним будет потренироваться в аналогичных обстоятельствах, но в месте, где нет других участников дорожного движения и каких-либо препятствий, которые могут повредить ваш автомобиль.

Чувство правильной скорости (как и другие навыки вождения автомобиля) при езде в гололед само приходит с опытом. С наступлением зимы обязательно потренируйтесь на какой-либо площадке со скользким покрытием. Прочувствуйте, как ведет себя автомобиль, и как долго он останавливается при той или иной скорости. Так вы приобретете свой опыт безопасно, а не через пережитое ДТП.

Маневрирование в гололед

Неправильное выполнение поворотов в гололед – вторая распространенная причина (после торможения) ДТП зимой. Если маневр осуществляется на слишком большой скорости, то масса автомобиля постоянно таит в себе слишком сильный и коварный момент инерции. Сдерживают эту самую инерцию поворачивающие колеса. А делают они это до тех пор, пока им хватает силы трения со скользким дорожным покрытием. Как только этой силы не хватает, инерция преобладает, и при повернутых в какую-либо сторону колесах автомобиль начинает ехать туда, куда направлен вектор инерции (куда вы двигались до выполнения маневра).

Поэтому, ключ к безопасному маневрированию в гололед, как бы банально и просто это не звучало – это правильная скорость движения. Опять же, конкретных цифр и здесь никаких нет. Как быстро машина безопасно может входить в повороты на скользкой дороге, помимо скорости, зависит от:

  • вида гололеда;
  • типа шин и их состояния;
  • веса автомобиля;
  • угла поворота.

Для каждого из этих обстоятельств есть своя безопасная скорость, узнать которую можно, к сожалению, только экспериментальным путем. Поэтому, повторимся – тренируйтесь и набирайте опыт в безопасном для этого месте.

Торможение в гололед

Это самое сложное при езде в гололед. Хотя задача при торможении на скользкой дороге абсолютно такая же, как и при трогании – нельзя допускать скольжения. С этой задачей легко справляются автомобили, оснащенные системой ABS. Работает она очень просто – автоматика отслеживает вращение колес при торможении, и не допускает их блокировки, как бы сбрасывая усилие, с которым водитель давит на педаль тормоза.

С автомобилями без системы ABS немного сложнее, так как решать обрисованную выше задачу водитель вынужден решать самостоятельно. Тем не менее, экспериментальным путем было давно доказано, что при определенном опыте и мастерстве автомобиль без ABS возможно остановить немного раньше, чем тот, который этой системой снабжен.

Принцип торможения в гололед на автомобиле без ABS очень прост, но тоже требует опыта и тренировки. Чтобы как можно быстрее остановить машину в таких обстоятельствах, педаль тормоза надо поочередно нажимать и отпускать. При этом, нажимать надо не ударами, а как можно более плавно. Чем плавнее и увереннее будет этап нажатия, и чем своевременнее педаль будет отпускаться после начала скольжения колес, тем короче будет тормозной путь.

Техника прерывчатого торможения, кстати говоря, полезна и на сухом дорожном покрытии. Ее применение сокращает тормозной путь эффективнее, чем паническое вдавливание педали тормоза в пол. Но, опять же, избавиться от паники и инстинктивного экстренного торможения можно только тренировками.

Движение по скользкой дороге на зимней резине

Самая большая опасность при езде в гололед на зимней резине кроется в избыточной самоуверенности водителя. Многие ошибочно полагают, что купленная новенькая зимняя резина – это гарантия безопасности на скользкой дороге. Однако это далеко не так. Зимние шины (это если они еще правильно подобраны) всего лишь немного улучшают сцепление колес с дорогой, но отнюдь не превращают ситуацию в идентичную сухому асфальту.

Поэтому, даже если на вашем автомобиле установлены новенькие зимние покрышки, не забывайте, что под колесами, все же, гололед.

Езда в гололед на летней резине

На летней резине ездить зимой запрещено законом. Однако на дорогах общего пользования все равно встречается много автомобилей, владельцы которых не успели, не смогли или не захотели вовремя переобуться. Если вы, вдруг, относитесь к таким водителям, то вам следует знать, что летние шины на морозе, даже если они совсем новые, превращаются в аналог пластмассы. А сила трения между льдом и пластмассой – практически нулевая.

Как ездить в гололед на переднем и заднем приводе

В завершение остается только рассмотреть момент с гололедом, и поведением на нем заднеприводных и переднеприводных машин. Собственно, больше всего автомобили с разными приводами отличаются правилами выхода из заноса. Многие их знают и применяют на практике, но все же, вот они:

  1. На переднеприводном автомобиле чтобы выйти из заноса, надо увеличить обороты и выруливать. Передние ведущие колеса сами «вытянут» машину за собой из заноса.
  2. На заднеприводном автомобиле в случае заноса педаль газа надо плавно, но уверенно отпустить. Если сделать это вовремя, то автомобиль сам выровняется даже без дополнительного подрабатывания рулем.

Следует также помнить, что заднеприводный автомобиль опаснее переднеприводного во время прохождения поворотов. В данной ситуации избыточный газ совместно с увеличивающимся сопротивлением повернутых передних колес способны увести машину в занос, справиться с которым без опыта и тренировок практически невозможно.

Наверх